clip1807

БД

<< Оглавление >>

Навигация:  Приложение (поддержка) > Концепция >

clip1807

БД

Previous pageReturn to chapter overviewNext page

В GeoniCS базы данных под управлением промышленных СУБД используются для нескольких целей. Это прежде всего обеспечение хранения значительных объемов геоинформации и привязанной к ней семантической информации, возможностей распределенной работы в сети (в разработке), обеспечения возможностей моделирования, в т.ч. за счет ссылочных объектов и алгоритимических зависимостей между ними.

Согласно современной объектной методологии, у современных САПР есть ядро, мотор, «движок» – модельная подсистема (геометрическое моделирование, моделирующее ядро) и подсистема оформления (документирования) (даже в самом Автокаде пространство модели и пространство листа).

Именно ядро, общая объектная модель обеспечивает цельность системы, а с другой стороны – ее открытость, подключение дополнительных задач.

Система содержит общее ядро геометрического моделирования (геоинженерный САПР). Это ядро воплощается в объектной модели.

Сама необходимость формирования объектной модели объясняется тем, что компьютер должен знать, чем он оперирует, и не на уровне просто линий или примитивов Автокада, а на уровне объектов предметной области: бровок, подошв и прочих элементов конструкций...  Ведь специалисты в данной предметной области работают с ее конкретными объектами.

Поэтому нужно, чтобы в диалоге с человеком машина тоже оперировала этими объектами, какое поведение этих объектов, какие между ними установленные связи. Таким образом, формирование объектной модели является первой, самой ответственной задачей проектирования программной системы.

Развивающаяся объектная модель GeoniCS должна полностью закрыть предметную область, в частности, проектирование плана, продольного профиля, поперечных профилей, выдачу необходимой документации, выходных форм, в том числе и ведомостей объемов работ,– всю необходимую проектную документацию.

Модель является динамической. Это означает, что изменения, внесенные в какой либо один объект – к примеру, возьмем бровку земляного полотна, передвинем в плане – оказывает немедленное изменение дочерних объектов, связанных с ним. Что имеется в виду? При изменении положения этой бровки земляного полотна (одной струны) автоматически должна изменяться и подошва (другая струна). Поскольку меняется подошва земляного полотна, а к ней привязаны положения, скажем, водоотводной канавы – автоматически также изменится положение этой самой канавы (третьей струны). Далее пересчитаются порождаемые поверхности и объемы. Тем самым достигается максимальная автоматизация редактирования проекта. Поскольку эта операция довольно частая и приходится менять положение трасы зачастую на поздних этапах проектирования – это является первостепенной задачей. В противном случае пришлось бы полностью перепроектировать изменяемый участок железной дороги. При динамически зависимости обходимся минимальными изменениями.

(Также автоматически будут регенерированы все выходные документы). Они будут отражать уже нынешнюю ситуацию. Т.е. динамизм модели означает, что любые изменения автоматически отображаются во всех подчиненных объектах, что сводит к минимуму рутинные затраты труда при проектировании железных дорог.)

Охарактеризуем основные объекты этой модели.

Трасса – это корневой и самый главный объект, который, в конечном итоге, определяет поведение всех остальных объектов системы. Это единственный объект, в котором жестко хранится геометрия, то есть определена структура, последовательность и координаты всех линий, круговых кривых, переходных кривых, их пикетажное положение, наличие или отсутствие резаных пикетов и прочее. Кстати говоря, эта же трасса в дальнейшем является криволинейной системой координат для всего проекта в целом, которую интерактивно можно видеть. Поскольку линейное проектирование ведется не в декартовой системе координат, а в системе координат пикетов плюс смещение влево–вправо.

Контур – положение, геометрия в общем случае в нем не хранится. Она определяется правилами построения этого контура, т. е. (несколько упрощая) путем задания уклонов и горизонтальных смещений от трассы как по вертикали так и по горизонтали  – тем самым мы получаем его положение и строим его. Этот контур может задаваться не от трассы, а от другого контура. Либо он может порождаться пересечением двух произвольных поверхностей. Так или иначе, контур –  динамический, т. е. его геометрическое положение не хранится ни в проекте, ни в чертеже. Точнее, в чертеже он естественно появляется и как бы фиксируется. Его потом можно в самом чертеже редактировать, изменять каким-либо образом, но он появляется динамически.

Проектная поверхность. Поверхность, собственно говоря, и формируется вышеописанными контурами. Она состоит из поименованного списка этих контуров и ими же и ограничивается. Естественно, в проекте может существовать практически бесконечное множество этих поверхностей, которые служат для разных целей. Они призваны моделировать, в частности, откосы земляного полотна, верхнее строение пути, в общем, любые поверхности, по которым нужно будет считать впоследствии площади и объемы работ.

Проектные объемы. Они призваны обеспечить возможность подсчета объемов работ между двумя любыми заданными поименованными поверхностями. Таким образом, мы сможем подсчитать и объемы вырезки плодородного слоя, и объемы балласта, и, естественно, объемы земляного полотна по водоотводным сооружениям по всем прочим. Причем количество этих объемов жестко не задано, количество поверхностей жестко не задано. Их можно добавлять, удалять, копировать и т.д.

Этим самым, кроме всего прочего, обеспечивается эта вторая главная особенность нашей объектной модели: она как бы в себе хранит правила построения объекта с определенной конструкцией, т. е. построив однажды шаблон, его можно потом применять к любой трассе. Автоматически будут отрисованы в той трассе все элементы конструкции, в частности, верхнее строение пути, земляное полотно, необходимые водоотводные сооружения, если в шаблон включены другие элементы, например, кабели связи, водопровод, – они также появятся в случае привязки к новой трассе. Это также способствует резкому сокращению трудовых затрат при проектировании и обеспечивает типизацию проектирования.

Объектная модель, ее гибкость мощь и все заложенные в нее характеристики определяют функционирование ядра самой системы и, таким образом, определяют ее жизнеспособность, конкурентоспособность, эффективность и пути совершенствования и развития.